Стратегия формирования рынка интеллектуальной собственности и нематериальных активов в регионах Москва и Московская Область

Формирование рынка интеллектуальной собственности в регионах Москвы и МО, соответствует лучшим практикам раскрытия экономического потенциала, как благодаря развитию «новых отраслей» (электронная торговля, телемедицина и другие, связанные с применением обработки больших объемов данных, машинным обучением, элементами  искусственного интеллекта), так и благодаря повышению эффективности в «традиционных отраслях», в том числе в легкой, пищевой промышленности, машиностроении и других отраслях. Реализация стратегии и регулирование рынка интеллектуальной собственности на уровне региона сможет обеспечить ежегодный прирост ВРП на 2-4% и рост объема инвестиций в основной капитал.

Формирование стратегии и рынка интеллектуальной собственности позволит решить следующие задачи:

— развитие инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности с целью создания условий для технологического развития субъектов в Москве и МО;

— повышение конкурентоспособности и рост капитализации организаций, действующих в регионах;

— развитие механизмов создания результатов интеллектуальной деятельности (РИД);

— развитие механизмов коммерциализации прав на РИД, включая механизмы экспорта прав на РИД;

— развитие механизмов привлечения финансирования под залог РИД и софинансирования с использованием существующих практик государственно-частного партнерства (ГЧП);

— создание механизмов трансфера РИД при планировании государственных и муниципальных программ и закупок;

— создание и продвижение региональных брендов товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках.

При разработке стратегии с учетом конкретных практических потребностей учреждений Москвы и МО, а также приоритетных задач развития, могут быть проработаны следующие блоки.

1. Стратегическое видение развития сферы интеллектуальной собственности на уровне Москвы и МО, в т.ч.:

  • разработка методики выявления и идентификации технологий, результатов интеллектуальной деятельности и цифровых активов;
  • проведение аудита организаций с целью формирования депозитария РИД, средств индивидуализации и цифровых активов;
  • разработка автоматизированной системы управления цифровыми активами и интеллектуальной собственностью в регионе;
  • оценка экспортного потенциала результатов интеллектуальной деятельности, в том числе региональных брендов товаров и услуг;
  • определение ключевых целей и задач развития сферы интеллектуальной собственности в регионе.

2. Состав функций и полномочий ответственного за стратегию развития интеллектуальной собственности органа исполнительной власти Москвы и МО, необходимых для эффективного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, управления правами на РИД, возможные компетенции ответственных работников. Проведение образовательных программ по соответствующим тематикам для ответственных работников.

3. Рекомендации по созданию, в т.ч. органами власти Москвы и МО, специализированных организаций и инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности и трансфера технологий.

4. Нормативная правовая база, регулирующая правоотношения в сфере интеллектуальной собственности на уровне Москвы и МО.

5. Особенности деятельности по подготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности на уровне Москвы и МО и развитию компетенций в сфере интеллектуальной собственности и поддержка деятельности образовательных организаций в сфере интеллектуальной собственности на уровне регионов.

6. Программа развития и поддержки инновационного предпринимательства на уровне Москвы и МО, включая создание высокотехнологичных стартап-компаний для коммерциализации научных разработок и технологий, созданных в научных и образовательных организациях.

7. Системы управления правами на РИД в организациях Москвы и МО, в т.ч. типовые документов по созданию и внедрению систем управления правами на РИД.

8. Особенности закупочных процедур при возникновении прав на РИД.

9. Программа защиты прав на РИД, а также реализация на региональном уровне федеральных мероприятий по борьбе с контрафактной продукцией.

10. Мониторинг эффективности управления правами на РИД.

11. Возможные варианты финансового обеспечения системы управления правами на РИД в организациях Москвы и МО.

По итогам разработанного проекта стратегии развития рынка интеллектуальной собственности будет сформирована подробная дорожная карта и обеспечено сопровождение её реализации.